Мы в иных соц. сетях:
ПУБЛИКАЦИИ: ФИНАНСЫ

Деофшоризация. Предлагаемые меры - питательная среда для коррупции

12 декабря в очередном своём послании президент страны В. В. Путин, отметив основные проблемы, обозначил пути их решения. В экономическом блоке тема деофшоризации экономики стала одной из основных. В сравнении с другими ей было уделено наибольшее внимание. При этом, с небольшим разрывом она была затронута дважды. Кроме оценки, проделанной в этом направлении работы, прозвучали предложения, направленные на её решение. Насколько они выполнимы и эффективны? Прежде чем проанализировать это давайте ещё раз обратимся к тексту послания.

Итак, В. В. Путин сказал: «В прошлом году в Послании я говорил о задачах по деофшоризации экономики. Ещё одна тема, на которую я хотел бы обратить ваше внимание и к которой считаю необходимым вернуться и сегодня. Почему? Прямо скажу, результаты пока мало заметны. Напомню о масштабной сделке текущего года с объёмом более 50 миллиардов долларов. Продажа долей в компании ТНК–BP прошла вне российской юрисдикции, хотя продавцы известны – это российские граждане, и покупатель хорошо известен – одна из крупнейших российских компаний. По оценкам экспертов, в прошлом году через офшоры или полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 миллиардов долларов – это пятая часть всего нашего экспорта. Половина из 50 миллиардов долларов российских инвестиций в другие страны также пришлась на офшоры. За этими цифрами – выводы капиталов, которые должны работать в России, прямые потери бюджета страны. Поскольку ничего как следует в этой сфере не сделано за год, у меня есть предложения. Вот они. Доходы компаний, которые зарегистрированы в офшорной юрисдикции и принадлежат российскому собственнику, конечному бенефициару, должны облагаться по нашим налоговым правилам, а налоговые платежи должны быть уплачены в российский бюджет. И нужно продумать систему, как эти деньги изъять. Они есть, кстати говоря, такие способы, здесь ничего такого, знаете, необычного нет. В некоторых странах уже вводится такая схема: хотите в офшорах – пожалуйста, но деньги сюда. Вводится в странах с развитой рыночной экономикой. И работает такая схема. Далее. Компаниям, зарегистрированным в иностранной юрисдикции, нельзя будет пользоваться мерами государственной поддержки, включая кредиты ВЭБа и госгарантии. Им, этим компаниям, также должен быть закрыт доступ к исполнению государственных контрактов и контрактов структур с госучастием.Другими словами: хочешь пользоваться льготами, господдержкой и получать прибыль, работая в России, регистрируйся в российской юрисдикции».

И далее добавил: «Борьба с размыванием налоговой базы, с разного рода офшорными схемами – сегодня мировая тенденция. Эти темы широко обсуждаются в формате и «восьмёрки», и «двадцатки». И Россия будет проводить такую политику как на международном, так и на национальном уровне».

СМИ и экспертное сообщество страны, сразу, обратило пристальное внимание на предложения лишать такие компании господдержки, кредитов и возможности получения госзаказов.

Но реально ли применение этих мер? Что бы ответить на этот вопрос, надо понимать - о компаниях какого рода говорится. Если, по сообщениям тех же СМИ, даже у бедных дяди Вани или тёти Маши из отдалённой деревеньки нашлись фирмы зарегистрированные в офшоре то, что говорить о компаниях, крупных компаниях и холдингах. Именно такие структуры как компании, корпорации и холдинги сегодня являются собственниками большинства предприятий страны. В том числе градообразующих или тех, на которых работает большое количество жителей города (городов) или населённого пункта (пунктов).

Пойдёт ли президент на предлагаемые меры в отношении таких собственников? Ответ на него, при желании, мы легко находим далее в этом же послании.

«Отдельно хотел бы сказать о ситуации в моногородах. Это непростое наследие, которое досталось нам ещё из советской экономики. Здесь проживает более 15 миллионов человек. Да, немало моногородов и посёлков находится в сложном положении. Но здесь есть база: социальная инфраструктура, жильё, профессиональные кадры. Нужно посмотреть, чего не хватает бизнесу, какие преференции ему нужно создать и создать какие условия, чтобы инвестор шёл в эти моногорода не из-под палки, а видел реальную выгоду. Поверьте, лучше нам это сделать таким образом, чем вкладывать потом десятки миллиардов в трудоустройство напрямую из бюджета. А придётся это делать при известном развитии ситуации. Также прошу представить предложения по комплексному развитию моногородов, по реализации здесь инвестиционных проектов с предложениями по источникам финансирования, по снятию напряжения на рынке труда и адресному содействию малому и среднему бизнесу»

Мы наглядно видим, что руководство страны, сегодня является заложником созданной системы. А предложенные меры по деофшоризации, бумерангом, в первую очередь, ударят по тем, кто их начнёт реализовывать. Вряд ли жители, захотят потерять работу, а государство увеличивать количество безработных в стране. Понимая это, государство начнёт делать оговорки и создавать особые списки для избранных. А чтобы попасть в такой список «избранных» начнётся стимулирование тех, кто готов лоббировать интересы по включению в него.

Таким образом, можно говорить о том, что принятие программы основанной на выдвигаемых мерах по деофшоризации, вместо решения одной проблемы создаёт благоприятную почву для роста другой - коррупции. Но проблема остаётся и её надо решать. Классический вопрос - «Что делать?».

Если кнут, в виде предлагаемых мер, не может быть использован, может стоит учесть предложения А. Смита и создавать условия, при которых у налогоплательщика не будет экономической заинтересованности и законной возможности использовать офшор для минимизации налоговых платежей.

Реально ли это? Нам представляется, что да. И одну из таких наработок мы можем предложить. Но это уже другая, отдельная, тема которую обсудим в одном из следующих материалов.

© А. М. Андреев,
Зав. Лаборатории системного анализа и стратегического планирования



ВКонтакте
FaceBook